ИНСТРУКЦИИ

 

 

VISME

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Версия 0.1.13

2024

Содержание

1 Общие данные. 3

1.1 Состав системы.. 3

1.2 Назначение системы.. 3

1.3 Установка системы.. 4

1.4 Минимальные системные требования для работы с ПО.. 4

2 Знакомство с системой «Визми». 5

2.1 Установка программного обеспечения. 5

2.2 Регистрация программного обеспечения. 5

2.3 Регистрация нового пользователя. 6

2.4 Авторизация в программе. 7

2.5 Вход без регистрации. 8

2.6 Настройка камеры.. 8

2.7 Изменение громкости звукового сопровождения. 9

2.8 Изменений информации в профиле. 9

2.6 Выход из системы.. 9

3 Работа в системе «Визми». 10

3.1 Описание доступных упражнений. 10

3.2 Выбор упражнений. 11

3.3 Настройка упражнений. 12

3.4 Выполнение упражнения первого типа. 14

3.5 Выполнение упражнений второго типа. 15

3.6 Просмотр статистики по выполненным упражнениям.. 16

3.7 Игра «Гонка». 17

3.8 Игра «Змейка». 18

4 Вопросы по работе с программой. 19

5 Рекомендации. 20

5.1 Одежда и аксессуары пользователя. 20

5.2 Помещение для занятий. 20

5.3 Положение пациента и врача. 21

6 Хранение данных и удостоверяющие документы   21

6.1 Хранение данных и ФЗ №152 от 27.06.2006 г. 21

6.2 Регистрационное удостоверение. 22

7 Лицензированное соглашение на использование программы «ВИЗМИ»  22

 1 Общие данные

Этот документ содержит подробные указания по использованию программного обеспечения «Визми», входящего в систему «Визми».

1.1 Состав системы

В состав системы «Визми» входят:

  • Программного обеспечения «Визми» на flash накопителе;
  • Камера Logitech C270;
  • Штатив;
  • Коврик;
  • Упаковка;
  • Комплект документов.

1.2 Назначение системы

Система «Визми» - это аппаратно-программный комплекс для реабилитации пациентов, перенесших инсульт и другие неврологические заболевания. Система предлагает набор упражнений для восстановления моторных функций и мозговой активности. Упражнения представляют из себя последовательности жестов рук, которые пользователь должен повторять согласно инструкциям. Во время выполнения упражнений происходит запись изображения рук на камеру и анализ точности и скорости выполнения.

Система «Визми» предназначена для использования в медицинских учреждениях и в домашних условиях. Интуитивно понятное программное обеспечение позволяет сократить участие медицинского персонала в процедуре реабилитации пациента и, одновременно, позволяет врачу получать дополнительную информации о состоянии пациента и его прогрессе в выполнении упражнений.

Показания к применению:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Противопоказания отсутствуют.

1.3 Установка системы

Перед началом работы с системой необходимо подготовить рабочее пространство: стол, стул и компьютер. Сначала следует установить штатив, расположив его слева от монитора компьютера. Затем установить камеру в штатив и подключить ее к компьютеру.  Камера должна располагаться между монитором и пользователем и смотреть вниз, на стол. Непосредственно под камерой следует разместить черный коврик. Более подробный указания по установке системы представлены в инструкции по сборке и установке системы.

Внешний вид готовой к работе системы представлен на рис. 1.


Рис. 2 – Сообщение о необходимости регистрации

Нажмите кнопку «Отправить запрос», в появившемся окне укажите ключ продукта и нажмите кнопку «Отправить». Перед отправкой убедитесь, что соединение с интернетом установлено. Если ключ был указан верно, регистрация программного обеспечения пройдет успешно, и Вы окажетесь на экране входа в систему.

Для дальнейшего запуска программного обеспечения «Визми» на рабочем столе нажмите на ярлык программы и дождитесь появления экрана авторизации (рис. 3). Перед запуском убедитесь, что камера подключена к компьютеру, хорошо закреплена в штативе, объектив камеры направлен вниз.


Рис. 3 – Форма авторизации пользователя

2.3 Регистрация нового пользователя

Перед первым использованием системы Вам необходимо пройти процедуру регистрации пользователя. Для этого на экране авторизации пользователя нажмите на кнопку «Регистрация» и появится экран регистрации пользователя (рис. 4).

Для прохождения регистрации укажите следующие данные о пациенте:

 - фамилия, имя и отчество пациента;

- дата рождения пациента;

- пол пациента;

- диагноз.

Так же Вы можете указатель номер телефона в поле «Телефон» и любую другую информацию в поле «Комментарии». Заполнение этих полей не является обязательным.


Рис.4 – Форма регистрации пользователя

После заполнения всех полей, помеченных звёздочкой (*), кнопка «Готово» станет активной (доступной для нажатия). Если это не произошло, проверьте, заполнены ли все поля. Если вы все сделали правильно, то после нажатия кнопки «Готово» появится экран авторизации.

2.4 Авторизация в программе

Для авторизации в программе, находясь на экране авторизации, начните вводить Вашу фамилию в поле «ФИО пользователя». Из выпавшего списка выберете необходимы ФИО и дату рождения и нажмите кнопку «Войти».



Рис.5 – Форма авторизации. Выбор пользователя

2.5 Вход без регистрации

В системе присутствует возможность выполнять упражнения не проходя процедуру регистрации. Для этого, находясь на экране авторизации, нажмите кнопку «Войти без регистрации».

Мы не рекомендуем вам выполнять упражнения без регистрации, поскольку в этом случае не будут сохраняться результаты вашей работы, и вы не сможете получать информацию о вашем прогрессе. Данный режим предусмотрен для ознакомительного использования программой.



Рис.6 – Экран выбора упражнений

2.6 Настройка камеры

При первом использовании системы необходимо выбрать используемую камеру. Для этого, находясь на экране выбора упражнения, необходимо нажать на кнопку «Настройки» .  Появится экран настройки.

В разделе настроек «Камера» из списка «Камера» выберете камеру, которую будете использовать в системе.  Если вы не можете найти нужную камеру в списке, попробуйте нажать кнопку «Обновить» . Если нужная камера не появилась в списке, то проверьте подключение камеры к ПК.

При необходимости вы можете перевернуть изображение с камеры, поставив галочку в поле «Поворот 180o». После выбора камеры и угла поворота камеры нажмите кнопку «Сохранить» и выбранные настройки камеры будут сохранены.


Рис.7 – Экран настройки камеры

2.7 Изменение громкости звукового сопровождения

Вы можете изменить громкость звукового сопровождения в упражнениях. Для этого, находясь в настройках, в разделе «Интерфейс» установите громкость звуковых эффектов (пункт «Громкость») и громкость инструкций (пункт «Громкость инструкций») и нажмите кнопку «Сохранить».

2.8 Изменений информации в профиле

Для изменения информации, указанной при регистрации, находясь на экране выбора упражнения, нажмите на кнопку «Профиль» , расположенную в верхней части экрана рядом с вашим именем. После внесения изменений, нажмите кнопку «Сохранить». Вы не можете изменить номер телефона, указанный при регистрации. Все остальные поля доступны для редактирования.

2.6 Выход из системы

Для смены пользователя и выхода из системы, находясь на экране выбора упражнений, нажмите кнопку «Выйти», расположенную в правой верхней части экрана.

3 Работа в системе «Визми»

3.1 Описание доступных упражнений

После прохождения процедуры регистрации и настройки камеры вы можете приступить к выполнению упражнений. В системе «Визми» доступны упражнения двух типов.

Упражнения первого типа заключаются в выполнения последовательных жестов по инструкции, показываемой перед началом упражнения. Жесты необходимо показывать сначала левой, затем правой рукой. «Упражнение 1» так же предполагает показ жестов сначала левой, затем правой, затем обоими руками. На каждую руку отводится определенное время, за которое нужно постараться безошибочно выполнить упражнение с комфортной для вас скоростью. После каждого выполненного упражнения вам будет предоставлено краткое описание проделанной работы: количество показанных верно жестов, количество ошибок, скорость выполнения жеста.

Упражнения второго типа заключаются в выполнении жестов, показываемых в правой части экрана. Перед началом упражнения необходимо так же выбрать руку, для которой будет выполняться упражнения. Цель упражнения – показать максимальное число жестов за ограниченное время, либо показать заданное число жестов при неограниченном времени.

Также в системе доступны две игры – «Гонки» и «Змейка». Управление в играх основано на жесты из «Упражнения 1». Более подробно об играх будет рассказано в разделе руководства «Игры».

Список доступных упражнений представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Упражнения системы «Визми»

Название
упражнения
Последовательность
жестов

Описание упражнения

                                                      Упражнения 1 типа
Упражнение 1
Кулак – ладонь
Упражнение состоит из трёх этапов: для левой руки, для правой руки, для двух рук. В последнем случае необходимо по очереди сжимать правую ладонь и разжимать левую и наоборот.
Упражнение 2
Кулак – ребро - ладонь
Упражнение состоит в непрерывном выполнение последовательности жестов, сначала для левой руки, затем для правой. Необходимая последовательность жестов демонстрируется перед началом упражнения, а также, в правой части экрана во время выполнения упражнения.
Упражнение 3
Кулак – ребро - кольцо
Упражнение 4
Кулак – виктория (✌) - кольцо
Упражнение 5
Загибание
пальцев ладони

Упражнения 2 типа

Упражнение 6
Кулак, ребро, коза, виктория (✌), кольцо, ладонь
Перед началом упражнения выбирается рука. Необходимо показать заданное число жестов, время на выполнение не ограничено.
Упражнение 7
(отключено по умолчанию)
Перед началом упражнения выбирается рука. За ограниченное время необходимо показать максимальное число жестов.

Игры

«Гонки»
Кулак – ладонь
Цель игры - уклоняться от движущихся препятствий. Управление осуществляется двумя руками.
«Змейка»
Кулак – ладонь
Цель игры – поедать змейкой объекты и не врезаться в собственный хвост. Управление осуществляется двумя руками.

 

3.2 Выбор упражнений

Находясь на экране выбора упражнений, вы можете отметить несколько упражнений. Для этого необходимо поставить галочки в правом верхнем углу упражнений, как показано на рис.8, а затем нажать кнопку «Запустить выбранные» Если вы хотите выполнить все доступные упражнения, нажмите кнопку «Запустить все».  


Рис.8 – Процесс выбора упражнений

3.3 Настройка упражнений

Перед началом выполнения упражнений вы можете настроить некоторые параметры. Для этого на экране выбора упражнений нажмите на кнопку «Настройка упражнений»   - появится экран настройки упражнений (рис. 9).


Рис.9 – Экран настройки упражнений

Вы можете выбрать упражнения, которые будут отображаться на экране выбора упражнений. Для этого снимите галочки с тех упражнений, которые вы не планируете выполнять в ближайшее время. Вернуть упражнения вы сможете таким же образом, поставив галочки напротив отключенных упражнений.

Для каждого упражнения можно указать продолжительность выполнения и число повторов упражнения. Для упражнений 2 типа так же можно указать таймаут – время которое дается на показ одного жеста.

После настройки упражнений нажмите кнопку «Сохранить» и изменения вступят в силу.

Так же Вы можете настроить количество этапов и выбрать руку для каждого упражнения. Для этого нажмите на кнопку «Редактировать»  напротив нужного упражнения. В открывшемся окне (рис. 10) Вы сможете настроить этапы каждого упражнения.


Рис.10 – Экран настройки упражнения

Вы можете изменить количество этапов для каждого упражнения, отключить некоторые этапы – оставить, например, только этап на левую или правую руку, увеличить количество жестов в одном этапе, предоставляемое на инструкции между этапами.  После внесения необходимых изменений нажмите кнопку «Сохранить».

3.4 Выполнение упражнения первого типа

После запуска упражнения первого типа вы окажитесь на экране с инструкцией к упражнению (рис. 11).  В правой части экрана расположено описание упражнения, в левой части – иллюстрация последовательности жестов для выполнения.


Рис. 11 – Экран инструкции перед упражнением

После ознакомления с инструкцией нажмите кнопку «Начать». Последует обратный отсчет, за это время необходимо разместите нужную руку под камерой. Упражнение начнется, когда в левой части экрана на месте инструкций появится изображение вашей руки с камеры. Непрерывно выполняйте последовательность жестов до тех пор, пока не закончится время на текущий этап упражнения.

Следите за тем, чтобы ваша рука всегда была в кадре. Убедитесь, что в кадре нет лишних предметов, а также второй руки. Если в упражнении должны быть задействованы две руки, то обе должны быть в кадре одновременно. Если вы все делаете правильно, изображение с камеры будет обведено зеленой рамкой. Если в кадре присутствуют лишние предметы, либо отсутствует рука, рамка будет красной.

Упражнения 1 типа состоят из двух или трёх этапов. После завершения первого этапа, на экране появится инструкция второго этапа и так далее. В перерывах между этапами необходимо следовать указаниям в левой части экрана.

После завершения упражнения вы увидите экран с результатами выполненного упражнения (рис. 12).

Если вы выбрали несколько упражнений для выполнения, нажмите кнопку «Продолжить» для перехода к следующему упражнению. Если вы не хотите больше выполнять упражнения, нажмите кнопку «Закончить».


Рис.12 – Экран с результатами выполнения упражнения

3.5 Выполнение упражнений второго типа

После запуска упражнения второго типа на экране также появляется инструкция, после ознакомления с которой следует нажать кнопку «Начать». Во время обратного отсчета расположите руку под камерой и приготовьтесь выполнять жесты, показываемые на правой стороне экрана. Как только начнется упражнения, слева появится изображение с камеры, а справа жест, который необходимо показать. Как только вы покажете жест, он переключится на следующий. Процесс выполнения упражнения показан на рис. 13. Если вам не удается показать нужный жест или вы не успеваете это сделать, то спустя определенное время (равное времени «таймаута» в настройках упражнения, по умолчанию 5 секунд) происходит переход к следующему жесту. В зависимости от упражнения, вы должны либо показать, как можно больше жестов за отведенное время, либо показать необходимое число жестов. По окончании упражнения вам будет показана информация о выполненном упражнении – количество показанных жестов, количество пропусков, скорость.


Рис.13 – Экран выполнения упражнения 2 типа

3.6 Просмотр статистики по выполненным упражнениям

Если вы работаете в системе как авторизированный пользователь, то вам доступна опция просмотра статистики по упражнениям, который вы выполняли за время пользования системой. Находясь на экране выбора упражнений, нажмите кнопку «Статистика» в левом верхнем углу. Перед вами появится список упражнений. Нажмите на интересующее вас упражнение, и вы увидите информацию по этому упражнению (рис. 14).


Рис. 14 – Экран статистики. Пример графика скорости для Упражнения 1

3.7 Игра «Гонка»

Для запуска игры на экране «Выбор упражнений» отметьте ее галочкой и нажмите кнопку «Запустить выбранные».  Далее нажмите на кнопку «Начать».

Управление в игре осуществляется при помощи обоих рук. В начале игры пациент располагает на коврике обе руки, сжатые в кулак. Для поворота направо необходимо разжать в ладонь правую руку, оставив левую в кулаке. Для поворота налево необходимо разжать в ладонь правую руку, левая рука должна быть сжата в кулак. Схема управления представлена на рис.15


Рис.15 – Схема управления в игре «Гонки»

Цель игры – обход препятствий (машин) с помощью поворотом влево/вправо. Игра заканчивается, когда происходит столкновение машин. После завершения игры показываются результат игры и лучшие результаты пациента. Для повторной игры нажмите кнопку «Повторить». Для завершения нажмите кнопку «Закончить».


Рис. 16 – Игровой процесс «Гонки»

3.8 Игра «Змейка»

Для запуска игры на экране «Выбор упражнений» отметьте ее галочкой и нажмите кнопку «Запустить выбранные».  Далее нажмите на кнопку «Начать».

Управление в игре осуществляется при помощи обоих рук. В начале игры пациент располагает на коврике обе руки, сжатые в кулак. Для движения вправо необходимо разжать в ладонь правую руку, оставив левую в кулаке. Для движения влево необходимо разжать в ладонь правую руку, левая рука должна быть сжата в кулак. Для движения вверх необходимо разжать обе ладони. Для движения вниз необходимо сжать в кулак обе ладони. Схема управления представлена на рис.17


Рис.17 – Схема управления в игре «Змейка»

Цель игры – «поедание» пищи и увеличение размера змейки. Пища появляется в случайном месте экрана. Игра заканчивается, когда змейка сталкивается собственным хвостом.


Рис.18 – Игровой процесс «Змейка»

4 Вопросы по работе с программой

Ниже приведены проблемы, которые могут возникнуть при работе с системой.

Вопрос:
Я пытаюсь зарегистрироваться в системе, но не могу нажать кнопку «Готово»
Ответ:
Проверьте, заполнены ли все обязательные поля, отмеченные *.
Учтите, что поле «Диагноз» должно содержать как минимум 10 символов
Вопрос:
Я нажимаю кнопку «Регистрация» и возникает сообщение «Вы достигли ограничение на количество пользователей»
Ответ:
Вы не можете создавать больше определенного числа пользователей для 1 копии программы. Если вы хотите расширить количество пользователей программы, обратитесь в службу поддержки «Визми»
Вопрос:
Я запускаю упражнение, но изображение с камеры не поступает на левую половину экрана
Ответ:
Проверьте подключение камеры к компьютеру. Затем зайдите в настройки  и проверьте, выбрана ли нужная камера. Если нужная камера не выбрана, выберете ее и нажмите «Сохранить».
Вопрос:
Я запускаю упражнение, но изображение с камеры поступает на левую половину экрана перевернутым.
Ответ:
Зайдите в настройки  и проверьте, стоит ли галочка в поле «Поворот 180». При необходимости снимите ее.
Вопрос:
Я запускаю упражнение, начинаю выполнять жесты, но ничего не происходит (счетчик показанных жестов не меняется)
Ответ:
Убедитесь в том, что в кадре не присутствуют посторонние предметы. Попробуйте закатать рукава на одежде и снять с рук украшения (кольца, браслеты, часы), если они имеются. Далее попробуйте зайти в настройки  и поставить галочку напротив пункта «Показывать контур». На изображении с камеры вокруг руки должен появиться желтый контур. Этот контур должен идеально повторять контур руки – добиться этого Вы можете, устранив возможные источники помех.

5 Рекомендации

Выполнение следующих рекомендаций позволит эффективно использовать все возможности системы и повысить точность распознавания показываемых жестов.

5.1 Одежда и аксессуары пользователя

Для проведения упражнения наденьте комфортную, не сковывающую движения одежду. Перед началом выполнения упражнений настоятельно рекомендуется:

  • снять одежду с длинными рукавами, либо закатать рукава;
  • снять кольца и перстни;
  • снять часы, браслеты и другие аксессуары.

5.2 Помещение для занятий

Установите комплекс в светлом, проветриваемом помещении. Минимальная рекомендованная рабочая поверхность стола: ширина – 100 см, глубина - 60 см. Подключите моноблок к сети питания. Провода питания не должны быть натянуты, не должны мешать движению. Перед экраном должны располагаться клавиатура, мышь, штатив с камерой и коврик. Пример установки комплекса представлен на Рис. 14.

Избегайте установки комплекса в тесных и проходных помещениях. Избегайте прямых солнечных лучей, и недостаточного освещения.


Рис. 14 – Расположение системы на рабочем столе

5.3 Положение пациента и врача

Место для пациента (стул, кресло) должно располагаться прямо напротив монитора, на удобной высоте, таким образом, чтобы пациент мог без затруднений положить обе руки на стол. Если для работы с системой необходимо присутствие врача или медицинского работника, ему следует расположиться по правую сторону от пациента, на достаточном расстоянии, чтобы не мешать движениям пациента.

 

6 Хранение данных и удостоверяющие документы

6.1 Хранение данных и ФЗ №152 от 27.06.2006 г.

Системы «Визми» хранят все данные или на серверах клиники, или в облачном хранилище на территории РФ. Уточните у вашей ИТ-службы о том, какой вариант был выбран для вашего учреждения.

В соответствии с ФЗ №152 все данные о пациентах деперсонализированы, хранятся децентрализовано и шифруются 256-разрядным ключом.

6.2 Регистрационное удостоверение


7 Лицензированное соглашение на использование программы «ВИЗМИ»

Настоящее соглашение (далее — Лицензия) устанавливает условия использования программы «ВИЗМИ» (далее – Программа) и заключено между любым лицом, использующим Программу (далее — Лицензиат), и ООО «ВИЗМИ» в лице генерального директора Никишина Игоря Игоревича, действующего на основании Устава, являющимся правообладателем исключительных прав на Программу (далее — Лицензиар, Правообладатель).

7.1. Предмет соглашения

1. Настоящая Лицензия устанавливает условия использования Программы для персонального компьютера.

2. Копируя Программу, устанавливая любую из них на свой персональный компьютер или используя любую Программу каким-либо образом, Лицензиат выражает свое полное и безоговорочное согласие со всеми условиями Лицензии.

3. Использование Программы разрешается только на условиях настоящей Лицензии. Если Лицензиат не принимает условия Лицензии в полном объеме, Лицензиат не имеет права использовать Программу в каких-либо целях. Использование Программы с нарушением (невыполнением) какого-либо из условий Лицензии запрещено.

8. Права на Программу

8.1. Исключительные права на Программу принадлежат Правообладателю.

9. Использование Программы

9.1. Лицензия предоставляется на срок 3 (три) месяца с момента первого запуска Программы и позволяет осуществлять запуск Программы неограниченное количество раз в указанный период (3 (три) месяца с момента первого запуска Программы).

9.2. Факт инсталяции и использования Программы или получения Лицензиатом от Правообладателя неисключительных прав на использование Программы на условиях настоящей Лицензии означает безоговорочное согласие Лицензиата с условиями Лицензии.

10. Объем прав Лицензиата

10.1. Правообладатель предоставляет Лицензиату непередаваемое право использования Программы путем применения Программы по прямому функциональному назначению, и, в связи с этим, ее копирование и установку (воспроизведение) на персональном(-ых) компьютере(-ах) Лицензиата.

10.2. Правообладатель настоящим обязуется осуществлять техническую поддержку, обновление Программы и безвозмездно консультировать Лицензиата по вопросам использования Программы.

11. Ограничения при использовании Программы

11.1. За исключением использования в объемах и способами, прямо предусмотренными настоящей Лицензией, Лицензиат не имеет права изменять, декомпилировать, дизассемблировать, дешифровать и производить иные действия с объектным кодом Программы, имеющие целью извлечение исходного текста Программы и/или получение информации о реализации алгоритмов, используемых в Программе, создавать производные произведения с использованием Программы, а также осуществлять (разрешать осуществлять) иное использование Программы.

11.2. Лицензиат не имеет права воспроизводить, распространять, доводить до всеобщего сведения Программу в любой форме и любым способом, прямо не предусмотренным настоящей Лицензией, в том числе совместно с другими программами, в составе сборников программных продуктов, c предложением других программ, настроек и иных продуктов, независимо от целей такого использования.

11.3. Программа должна использоваться под тем наименованием, которое было ей дано Правообладателем. Лицензиат не вправе изменять наименование Программы, изменять и/или удалять знаки охраны авторского права или иное указание на Правообладателя.

11.4. Лицензиат не вправе сдавать в аренду, сублицензировать, передавать или уступать права, предоставленные ему по настоящему Лицензии, и любые другие права, связанные с Программой, третьим лицам.

11.5. Лицензиат обязуется не создавать условия для использования Программы лицами, не имеющими прав на использование данной Программы, в том числе работающими с Пользователем в одной сети, многопользовательской системе или в сети Интернет (сообщать Программу таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору).

11.6. В максимальной степени, допустимой действующим законодательством, Правообладатель не несет никакой ответственности за какие-либо прямые или косвенные последствия какого-либо использования или невозможности использования Программы и/или ущерб, причиненный Лицензиату и/или третьим сторонам в результате какого-либо использования или неиспользования Программы, в том числе из-за возможных ошибок или сбоев в работе Программы.

 

VISME

info@visme.ru

visme.ru